Самый болезненный вопрос любого начинания, а особенно стройки – это деньги…деньги…деньги… сколько не бери – все мало. Для того, чтобы хотя бы приблизительно рассчитать, сколько их потребуется, надо брать по максимуму и умножить минимум на полтора, плюс налоги, плюс на пиво. И четверть в запас. И будет у нас смета, похожая на правду. И все равно подрядчик объявит больше. И то не хватит. Но так люто переплачивать – это перебор.

Смета – первое, с чем приходится иметь дело, при наличии денег, разумеется. Поэтому, грамотное распределение этих денег даст убойный результат. Надо уяснить – начало начал любой стройки, ее мать и отец – смета. Смета на проведение строительных работ – как «отче наш» в строительстве, да убережет она нас от множества ошибок и обманов и да подскажет, где «зарыт пёс» и где лучше быть внимательнее.

Строительная смета – документ гораздо более серьезный, чем договор подряда. Финансовую составляющую надо учесть до подписания любых бумаг. Это и логично, поскольку прежде, чем платить за что-то, неплохо было бы выяснить, сколько это стоит. А в сам договор надо, хоть тресни, заставить подрядчика включить пункт следующего содержания: «смета является неотъемлемой частью данного договора; стоимость работ, указанная в смете является окончательной и изменению не подлежит». Все прочие работы должны оформляться отдельно, им должны соответствовать отдельные соглашения с сопроводительными сметами, подписанными с двух сторон.

... "Смета является неотъемлемой частью данного договора; стоимость работ, указанная в смете является окончательной и изменению не подлежит"

Итак, еще на стадии, предшествующей официальным отношениям с подрядчиком, по итогу обсуждения предстоящей эпопеи и обрисовки проекта вашей стройки, заставьте его попотеть – составить строительную смету с подробным и полным перечнем:

• планируемых работ и указанием цены, окончательной и бесповоротной;

• материалов с указанием цены, марки (и возможного эквивалента), норм расхода и объема материалов, стоимости с расчетом.

Наличие у подрядчика рекомендаций, конечно, играет в его пользу, но не стоит забывать, что на деле все может выглядеть гораздо прозаичнее. Можно поэкспериментировать – поискать подрядчиков в интернете, в таком случае надо найти себе несколько объектов для допроса с пристрастием и начать экзекуцию. Спрашивать все и обо всем, не стесняться, не бояться выглядеть идиотом, лучше быть дотошным идиотом, но с деньгами, чем нищим скромником с плохо реализованным проектом. Запросить все в бумажных вариантах (договоры, сметы, проекты, расчеты), поскольку пытаться держать все в голове – это бестолковое засорение эфира. Профессиональные люди с удовольствием пояснят все моменты, предупредят и предугадают все дальнейшие вопросы. Вот пускай сидят и занимаются – проекты, сметы рисуют, чтобы было из чего выбирать – страна у нас свободная и экономика рыночная.

Проект – основа для сметы, в нем должно быть предусмотрено все – от количества мешков цемента до времени вдалбливания последнего дюбеля в стену.

Чтобы ваша связь с подрядчиком была взаимной, обоюдной и добровольной, надо все точки над «i» расставить заблаговременно, до официального оформления ваших отношений.

1. Составляем проект на работы, все учитываем и считаем, чтобы в дальнейшем строго следовать регламенту обозначенных работ и подписанным бумагам – шаг влево, шаг вправо – расстрел. Изменение проекта только в случае ядерной войны. Уговариваем подрядчика на скидку.

2. Проект есть – составляем смету, долго, мучительно, дотошно. Продолжаем уговаривать подрядчика на скидку.

3. Пытаемся уговорить подрядчика, что денег нет совсем, а работу делать надо, фиксируем цифру, которая дает подрядчику понять уровень вашего бедственного финансового положения, и пробудит в нем желание работать за еду. Смета есть, проект подписали, нашли компромисс по прочим условиям – подписываем договор.

А теперь попытаемся сэкономить. Итак, перед вами смета, в ней неизвестно откуда взявшаяся сумма, и без нее, как ни странно, никто не хочет работать. Откуда эта сумма – вопрос риторический, можно, конечно пойти к специально обученным людям, и заплатить еще и за экспертизу, чего уж там, гулять так гулять. Но в целях экономии и для общей эрудиции можно попыхтеть и разведать все самостоятельно, это не так сложно, как кажется.

Итак, берем смету, смотрим, что в ней написано, понимаем, что надо дешевле, пишем насколько нам надо дешевле. Сравниваем аппетиты подрядчика с размерами жабы, которая нас душит и нашими представлениями и пожеланиями о предстоящей стройке или ремонте. Понимаем, что аппетит у подрядчика хороший, но и жаба наша велика. Деньги попробуем сэкономить. Не ленимся, лезем в интернет, находим функционирующие организации и начинаем звонить своим потенциальным подрядчикам и спрашивать, спрашивать, выворачивать их наизнанку, пытать, просто так что ли люди там сидят! Получаем внятный ответ. Лучше в письменной форме. Не бойтесь выглядеть занудой и вообще кем угодно, это ваши деньги и ваша принципиальная позиция. Подробное изучение предстоящих расходов станет отличным сигналом для подрядчиков, чтобы не расслаблялись. Пусть будут готовы к тому, что вы дотошный педант и копейки не переплатите, пока они не докажут, не убедят, не обоснуют, что в этой переплате есть настолько острая необходимость, что мир бы рухнул, не будь этой переплаты.

Пересчет сметы

Утомили подрядчика – утомитесь сами – проверьте смету. Благо, она уже есть в вашем распоряжении, как и проект. Но помимо них понадобятся терпение, усидчивость и вагон времени. Если в начале пути вашего энтузиазма хватало на проработку, анализ и составление проекта, то теперь энергии, скорее всего, значительно поубавилось, но не расслабляйтесь, ведь придется побыть крутым математиком и составить подробный расходник по материалам. Первое, с чем придется столкнуться – работы фундаментальные – бетон, пиломатериалы, срубы, где речь идет об объеме в кубических метрах.

Объемы

О сметахСамый джаз – проверка и пересчет единиц меры, объема, площади, килограммов на кубические метры, на квадратные и погонные метры, в декалитры, световые часы и попугаев. Понятное дело, что существует вагон справочников на эту тему, да и в интернете полно ресурсов, вот они и станут вашими спутниками на ближайшие пару дней. Очень часто подобные пересчеты в сметах почему-то кто-то недобросовестный, мягко говоря, преувеличивает, упуская из внимания вашу бдительность.  На самом деле ничего особенно сложного в этом нет, просчитываем потребность по материалам, умножаем на стоимость и сравниваем полученные данные с данными в смете.Если речь идет, к примеру, о фундаменте здания, то нужно посчитать его кубатуру, для этого разбиваем фундамент на элементы, перемножаем длину, ширину и высоту каждого, суммируем получившиеся цифры и получаем общую кубатуру фундамента. Сравниваем то, что получилось у нас, с тем, что есть в смете. Если разница составляет больше 5% – без тени сомнения требуем у подрядчика ценовой уступки.

С объемом разобрались – приступаем к площади. Да здравствует отделка – стены (дерево, бетон, подготовка под обои, под покраску, с шумоизоляцией, теплоизоляцией, без нее), потолок (подвесной, натяжной, под покраску), пол и т.д. Также проверяем объем выполняемых работ и затрачиваемых материалов. Сложно будет проверить расход по грунтовке и лакокрасочным, стоит обратить взор на инструкцию на этикетке, там написан средний расход, по нему и будем считать с небольшим запасом. В итоге получаем результат, безусловно, отличный от сметного, но если разница варьируется в пределах 5%, то вздыхаем облегченно – наш подрядчик – порядочный человек.

Не забываем о карнизах и дверных коробках – погонные метры. Все остальное можно пересчитать поштучно. Чем и завершаем этот этап сравнения.

Материалы и работы

Теперь мы вплотную подобрались к ценам на материалы и обозначенные работы. Самый надежный информатор – строительный рынок, туда мы и направимся. Не торопимся – выясняем прейскурант у нескольких представителей. Большинство фирм при первом разговоре поклоны отвешивают, рассказывают, что они готовы на все, чтобы только вам хорошо жилось. Но, надо быть ближе к реальности и добиться адекватных цифр (с доставкой, погрузкой, подъемом).

И еще один важный момент – отсутствие в смете названий конкретных производителей и торговых марок, предполагаемых к использованию материалов, развязывает подрядчику руки. И он совершенно без головной боли выдаст вам отечественных «Старателей» по цене немецкого «Ротбанда», и обратное вы ему доказать не сможете, поскольку штукатурка уже на стенах, а строители – люди чистоплотные и мусор выносят своевременно.

И последнее. Накладные расходы. Доставка, подъем, форс-мажор из разряда «ну миксер приехал раньше, ему же платить надо за доставку; не работал грузовой лифт, три тонны плитки пришлось руками на 2 этаж носить на голове; четырехметровая столешница не влезала в дверной проем, подавали в окно, кран вызывать пришлось». И за все это тоже надо заплатить. Но прежде чем платить, можно выяснить, не заложена ли случайно доставка в стоимость товара?


Итак, вы молодец, телефоны подрядным оборвали, всех достали, люди готовы работать почти бесплатно, все записали, на рынок сходили – про цены узнали, все посчитали и уж теперь точно имеете все основания предъявить получившуюся у вас разницу подрядчику. Он, конечно, будет говорить, что все ваши доводы и расчеты не соответствуют действительности (врет!) – лбом упритесь, стойте на своем, требуйте скидку, дерзите и нахальничайте, но, в пределах допустимого. Даже в самой объективной, правильной и безошибочной смете есть место для скидки на 2-3 % и более, не все коту масленица, немножко подвинутся, с них не убудет!

Для оперативного обращения в «А-эксперт» звоните:

  • Москва
    +7 (495) 230-10-97
  • Санкт-Петербург
    +7 (812) 242-84-07